Архитектура

520 West 28th Street

520 W 28th St, New York, NY

Этот дом еще на этапе строительства был признан лучшим домом Нью-Йорка 2017 года. Автор — Заха Хадид, она спроектировала его еще при жизни. Причем студия Захи Хадид занималась не только внешним обликом здания, но даже квартирами.

Это просто невероятная красота в центре Нью-Йорка с видом на парк High Line! И редкий случай, когда девелоперы на безумно дорогой земле решаются построить не небоскреб, а жилой дом нормальной этажности. Понятно, что ради зданий Хадид все готовы сделать исключение, но тем не менее. В доме 11 этажей и 39 квартир.
520 West 28th Street. Источник: archdaily.com
Дом больше похож на какую-то межгалактическую станцию, которая неожиданно приземлилась в городе, и все хотят на нее поглазеть.
520 West 28th Street. Источник: archdaily.com
Этажи как будто переплетаются между собой. Сходу сосчитать их непросто, если смотришь на дом не с торца. С каждой новой точки дом выглядит иначе, нежели с предыдущей. Пластичность формы достигается в том числе за счет углубленных и выступающих элементов. Такую геометрию сложно представить даже на рисунке, а тут это стоит перед тобой уже придуманное, спроектированное и построенное!
520 West 28th Street. Источник: archdaily.com
В облицовке использовано много металла серого цвета. В сочетании со стеклом и формами это создает образ чего-то инопланетного и космического. Как будто внутри не могут жить обычные люди.
520 West 28th Street. Источник: archdaily.com
В доме живут люди! Как и во всех американских многоквартирных домах, вы покупаете тут не просто квартиру, а еще и доступ к общим зонам. Вот лобби, которым могут пользоваться все жильцы. Здесь можно устроить, например, день рождения! Или просто встретить гостей. Или почитать книгу. Есть небольшая кухня для приготовления еды, но скорее всего, вы закажете кейтеринг и повара.
Для жильцов в доме предусмотрен бассейн с морской водой, спа-центр с горячей и холодной ваннами и сауной, тренажерный зал, общая терраса на улице и даже первый кинотеатр IMAX в жилом доме Нью-Йорка!
Кинотеатр
Прямо в здании и в дополнительном помещении поблизости проходят различные художественные выставки — здесь это обычное явление.
Картина в доме
Это здание невероятно. Все сделано на высочайшем уровне. Ну не могут люди делать так идеально! Сколько раз в разных странах строили здания по проектам Захи Хадид — и мало у кого получается справляться с такими сложными геометрическими формами: у всех все перекашивается, стыки «плывут»... Застройщик здания в Нью-Йорке сделал все превосходно.

Это пример того, что делать круто можно, даже если перед тобой стоит очень сложная задача. Необязательно отказываться от самых смелых идей архитектора.

Центральный вокзал Нью-Йорка

89 E 42nd St, New York

Центральный вокзал — самый большой в мире по числу платформ (44) и путей (67). Ну и в принципе он огромный. Это одно из самых роскошных зданий вокзалов в мире.
Потолок Главного зала в начале XX века расписали под звездное небо. В 1930-х пришлось сделать это заново, потому что штукатурка стала осыпаться. Кстати, видите маленькое темное пятнышко справа от созвездия Рыб? Это дырка от ракеты :) Когда СССР в 1957-м запустил первый спутник, американцы решили показать, что они тоже не лыком шиты, и выставили ракету Redstone на всеобщее обозрение в главном зале станции. Дыру в потолке пришлось проделать, чтобы продеть в нее трос, с помощью которого ракету установили в вертикальном положении. Кстати, реставрационная комиссия потом решила, что это памятная дыра, и трогать ее не стали.
С вокзала можно попасть на пять линий метро: четвертую, пятую, шестую, седьмую и S.
Станция метро Grand Central–42nd Street
А еще на Центральном вокзале есть очень необычный магазин Apple. Просто на балконе стоят столы с товаром и все.
Apple Store на Центральном вокзале
Вокзал — памятник архитектуры, так что портить его интерьеры вывесками или витринами и тем более городить тут магазины нельзя.
Apple Store на Центральном вокзале

ТПУ Всемирного торгового центра

70 Vesey St, New York

«Окулус» — это ТПУ Всемирного торгового центра, он считается самой дорогой станцией в мире. Стоил он 4 млрд $, что на момент создания в 12,5 раза превышало годовой бюджет Омска. Дизайн «Окулуса» придумал сам Сантьяго Калатрава. Новый ТПУ открыли в 2016 году, его проектирование и строительство длилось 12 лет.
«Окулус»
Вся конструкция здания по сути состоит из «ребер», которые формируют его стены и распахиваются над ним как крылья.
Ребра «Окулуса»
Между «ребрами» стоят перегородки из стекла, которые позволяют естественному освещению проникать внутрь здания. Это довольно необычно для станции метро.
Вестибюль
Калатрава хотел, чтобы здание напоминало взлетающую птицу.
Здание снаружи
Войти внутрь транспортного узла можно через два входа, расположенных в противоположных концах здания. Вокруг всегда много людей, все фотографируют станцию!
Здание снаружи
Говорят, что такая грандиозная станция нужна для того, чтобы сразу же впечатлять всех туристов и бизнесменов, приезжающих в один из главных финансовых центров в мире.
Конструкция здания
Днем внутри здания очень светло. А ночью, когда включаются освещение и подсветка, оно становится ярким ориентиром.

Сразу после входа вы попадаете на одну из двух симметричных лестничных площадок. На лестницах есть подобие смотровых площадок, с которых можно любоваться «парящим символом расточительности» (так творение Калатравы окрестили СМИ).
Смотровая площадка
Если спуститесь на уровень ниже, то окажетесь в верхнем зале. Здесь расположены торговые галереи и выходы на некоторые транспортные линии.
Верхний зал
Еще ниже находится основной зал, который называется «Окулус». Здесь тоже есть торговые точки, но в основном тут выходы на линии метро и станции подземной железной дороги. Для тех, кому сложно спускаться по лестницам, работают стеклянные лифты.
Лифт
Власти ожидали, что после открытия нового транспортного узла пассажиропоток в этом месте увеличится вдвое, но в реальности этого не произошло.
«Окулус»
У строения просто фантастическое число критиков. Проект называют эпически бесполезным и дорогим.
«Окулус»
Другие критики жалуются на то, что в солнечные дни тут становится очевидно, сколько в воздухе висит пыли и насколько заляпанные у здания стекла. Помимо того, что само здание обошлось властям в неслыханные 4 млрд $, так еще огромную сумму денег им приходится тратить на то, чтобы поддерживать его в состоянии чистоты и ухоженности.
«Окулус»
Транспортный узел соединяет 11 линий метро, автобусные станции, паркинг и станции подземной железной дороги.
Проход к транспорту
Отсюда можно уехать в соседние города — Хобокен, Гаррисон, Джерси-Сити и Ньюарк.
Люди на станции
Пересадка между станциями тут платная.
Турникеты
В первоначальном варианте проект выглядел по-другому и больше был похож на голубя. Но ради сокращения расходов его пришлось править и переделывать. Как вам? Мне очень нравится :)

Vessel

20 Hudson Yards, New York

Режим работы: пока что закрыто. Нижнюю площадку обещают открыть к лету 2024 года. Советую следить за обновлениями на сайте.

Сайт

Давайте посмотрим на чудо-лестницу! Она открылась весной 2019 года. Сначала название Vessel — то есть «Воронка» или «Корабль» — было временным. Планировалось, что постоянное название будет выбрано в будущем. Но по прошествии пяти лет оно не поменялось :)

Это общественное пространство — по сути просто чаша из лестниц! Да, невероятно крутая штука. Никакой иной функциональной нагрузки, кроме достопримечательности для красивых фотографий, конструкция не несет. Просто смотровая площадка. Даже лавочек на ней нет. Зато сооружение невероятно фотогенично, и на нем получаются шикарные фотографии!
The Vessel
Раньше в здание можно было попасть и побродить по лестницам. К сожалению, сейчас оно закрыто — насладиться им можно только с улицы. В летние месяцы 2024 года обещают открыть нижнюю площадку. Тем не менее, Vessel стоит увидеть и снаружи! Надеюсь, здание все-таки скоро откроют для посетителей, а пока можете посмотреть фотографии, которые я сделал в 2019 году.

The Shed

545 W 30th St, New York

Еще одна невероятная конструкция по соседству — это огромный Навес (The Shed). Внутри — культурный центр. Когда строительство только начиналось, к проекту относились скептически, но затем критики поутихли.
The Shed
Действительно, какая-то странная крыша, да еще и этот навес закрывает половину здания…
The Shed
Что же всех так напугало? Вот эти двухметровые колеса. И это не какой-то постмодернистский прикол — они действительно двигаются и тянут за собой крышу, позволяя «открывать» и «закрывать» сооружение.
Двухметровые колеса

8 Spruce

8 Spruce St, New York

Башня New York by Gehry, или Beekman Tower, она же 8 Spruce, была построена в 2011 году по проекту знаменитого американского архитектора-деконструктора Фрэнка Гери. Это 76-этажный жилой дом. Профессионалы считают здание одним из лучших небоскребов Нью-Йорка. Я согласен, он мне тоже очень нравится.
8 Spruce

VIA 57

625 W 57th St, New York

Здание, которое завершили в 2016 году, местные прозвали «Пирамидой». Проектировала его датская архитектурная фирма Bjarke Ingels Group (или BIG). По замыслу архитекторов, это гибрид между европейским кондоминиумом (или, если точнее, домом, который занимает весь квартал) и типичными для Манхэттена небоскребами. Форма здания меняется визуально в зависимости от той точки, с которой на него смотришь.
VIA 57. Автор фото: Iwan Baan

Свято-Никольский национальный храм-памятник

World Trade Center, 130 Liberty St, New York

Оригинальная церковь святого Николая Константинопольской православной церкви, построенная в 1832 году, была разрушена во время терактов 11 сентября 2001 года. В конце 2022 года на его месте открылся мемориальный храм, построенный по проекту испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Сейчас это место, где люди независимо от их вероисповедания вспоминают жертв терактов.

Flatiron Building

175 5th Ave, New York

Это, наверное, один из самых известных углов в Нью-Йорке. Славится он зданием Flatiron, в простонародье «Утюг». Дом высотой в 20 этажей был построен в 1902 году — это был первый небоскреб севернее финансового даунтауна. Его официальное название изначально было Fuller Building, но народ сразу увидел в необычной форме утюг и никак иначе его называть не хотел. В итоге официальное имя поменяли на популярную версию.
Flatiron Building. Источник: nypost.com
Кстати, в годы Первой мировой войны в Утюге располагалось консульство Российской Империи. Здесь были кабинеты российских чиновников, которые закупали у США военное оборудование.
Изначально архитекторы задумали здание как треугольник от земли до крыши. Сверху и снизу его украшали колонны в классическом стиле, эти два орнамента как бы перекликались друг с другом. Так что, когда в процессе возведения заказчик потребовал снизу пристроить маленькое треугольное пространство, архитекторы долго сопротивлялись. По их мнению, такая пристройка сильно портила гармонию их задумки. Но покупатель, как известно, всегда прав, а в данном случае он хотел использовать это пространство, чтобы втиснуть на первый этаж больше магазинов. Так у «Утюга» на носу появился еще более острый угол, напоминающий паровозный метельник.
Пристройка к «Утюгу». Источник: cherylmcginnisprojects.com
​​Многие люди, знакомые с Flatiron Building, не знают о существовании этой пристройки. Она выглядит как новодел, добавленный намного позднее изначального строительства. Однако этот уголок такого же возраста, как и все здание.

Сейчас здание находится в лесах, но на Madison Square есть еще что посмотреть, кроме «Утюга». Помимо красивой архитектуры и парка, тут постоянно меняются арт-инсталляции.
Инсталляция в Madison Square Park. Источник: thisiscolossal.com
В Нью-Йорке около 60 мостов, часть из них ведет на остров Манхэттен. Мосты здесь считаются настоящими архитектурными достопримечательностями, все они разные. Но самый красивый мост города — Бруклинский, это одна из самых известных достопримечательностей Нью-Йорка калибра статуи Свободы. Во многом, конечно, благодаря Голливуду: этот мост, кажется, показали в половине всех когда-либо выходивших на экраны блокбастеров. Мост выполняет очень важную функцию, соединяя два главных округа Нью-Йорка — Манхэттен и Бруклин. Построен он был еще в 1883 году и на момент открытия был самым большим подвесным мостом в мире. Но в Национальный список достопримечательностей США мост попал лишь спустя 80 лет. Кажется невероятным, но с одного берега на другой можно добраться пешком или на велосипеде. Дорожки очень комфортные. Обязательно прогуляйтесь, когда будете в Нью-Йорке.

Вильямсбургский мост

70 Williamsburg Bridge Bicycle Path, Brooklyn, NY

А это уже Вильямсбургский мост, который тоже соединяет Бруклин с Манхэттеном. Ему уже 121 год, он даже старше Манхэттенского, но в символы Нью-Йорка так и не выбился. А зря: мост выглядит потрясающе, особенно на закате! По центру проходит зона для пешеходов и велосипедистов, а также линия метро. Пройтись по мосту очень приятно!
Вильямсбургский мост

Манхэттенский мост

Manhattan Brg, New York

Манхэттенский мост находится посередине между Бруклинским и Вильямсбургским. Вы наверняка его знаете по открыточному виду. Мост соединяет Лонг-Айленд с Манхэттеном. После открытия в начале XX века он был преимущественно железнодорожным, но постепенно превратился в многофункциональный: по нижнему ярусу ездят поезда метро, по верхнему — автомобили. Дорожки для пешеходов и велосипедистов тоже есть. В 80-х годах инженеры заметили колебания, которые были вызваны прохождением поездов метро (через мост было проложено сразу 4 маршрута). Чтобы уберечь мост, линии несколько раз закрывали, укорачивали, перенаправляли и так далее. Только в 2004 году все линии метро вновь заработали одновременно.

Вид из Дамбо на Манхэттенский мост

39-21 Washington St, Brooklyn, NY

Одно из самых часто фотографируемых мест в Нью-Йорке — это Вашингтон-стрит в районе Дамба в Бруклине и пересечение с Фронт-стрит или с Уотер-стрит. Это место, где через опору Манхэттенского моста видно Empire State Building. Некоторые называют это «невозможным кадром», потому что, когда ты там находишься, зрение и мозг увеличивают эту высотку. И кажется, что все очень красиво, что она такая большая, что она в обрамлении опоры Манхэттенского моста. Когда делаешь кадр, понимаешь, что здание практически не видно. Потому что на самом деле оно очень маленькое и очень далеко. И на фотографии получается хуже, чем ощущается внешне. Не знаю, говорит ли так кто-то еще, но мой друг Лёва из Нью-Йорка называет его именно «невозможный кадр». Это обязательная точка, где фотографируются туристы.
Манхэттенский мост

432 Park Avenue

432 Park Ave, New York

Это третье по высоте жилое здание в мире. Одни из самых дорогих квартир в Нью-Йорке находятся именно в этом доме. Например, один пентхаус ушел за 82 миллиона долларов.
Небоскреб 432 Park Avenue
Рядом с небоскребом находится приятное общественное пространство. Его создали владельцы здания, они же платят за его обслуживание, получая за это от города льготы.
Кстати, архитектура здания понравилась не всем: в народе его называют и мусорной корзиной, и Middle Finger building. Как-то архитектор Рафаэль Виньоли признался, что действительно вдохновлялся дизайном мусорной корзины 1905 года.
Небоскреб 432 Park Avenue в пасмурную погоду

Rockefeller Center

За текст про Rockefeller Center спасибо Денису Самсебесказал. Подписывайтесь на его YouTube, где он рассказывает про Америку, и читайте его блог.
Казалось бы, какая связь может быть между Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке и Лениным? В Нью-Йорке вождь мирового пролетариата никогда не был, и о Рокфеллеровском центре он знать не знал, так как умер еще до начала его строительства. Но тем не менее, удивительным образом его имя прочно связано с историей этого здания.
Вход в Rockefeller Center
Создавая свое детище (оно тогда еще не носило имя семьи), Джон Рокфеллер-младший решил сделать его чем-то вроде храма современного искусства и пригласил известнейших мастеров, художников и скульпторов того времени, чтобы они поучаствовали в работе по его украшению и отделке. Стены главного холла первого этажа он задумал украсить гигантскими фресками, для чего пытался пригласить сначала Матисса, а потом Пикассо. Но и тот, и другой были заняты собственными проектами, и Рокфеллеру пришлось искать альтернативу. Ей стал известный мексиканский художник-коммунист Диего Ривера, кандидатуру которого предложила жена Рокфеллера Эбби. Он уже изготовил несколько фресок для Музея современного искусства, который был открыт при поддержке семьи Рокфеллеров, и зарекомендовал себя в этом вопросе с лучшей стороны.

Ривера был членом Мексиканской коммунистической партии, неоднократно бывал в Советском Союзе и даже участвовал в праздновании 10-летия Октябрьской революции, стоя в числе прочих на трибуне мавзолея. Но Рокфеллера это не смутило, так как он придерживался взглядов, что настоящее искусство должно быть выше политики. После недолгих переговоров Ривера согласился и приступил к работе, получив задаток и тему под названием «Человек на распутье». Ее придумал сам Рокфеллер, предоставив Ривере свободу в форме выражения. Эбби несколько раз изучала эскизы и наброски фрагментов будущей фрески и была довольна результатом. Все шло хорошо ровно до того момента, пока Эбби не отвлеклась от процесса, а Ривера не решил внести в окончательную работу новые оригинальные идеи.
Диего Ривера. Источник: wikipedia.org
Теперь представьте себе картину: вы в Нью-Йорке, в самом центре капиталистического мира, заходите в новейшее высотное офисное здание — венец прогресса и моды того времени — и через огромные входные двери попадаете в просторный холл с рядами квадратных колонн и высокими потолками. Первое, что вы там видите — это огромная картина с множеством людей, занимающая всю стену.

Сначала ничего не понятно, но потом вы начинаете присматриваться к деталям и видите Владимира Ильича Ленина, стоящего рядом с группой людей. Смотрите дальше и видите множество рабочих, идущих стройными колоннами по Красной площади во время первомайской демонстрации. Это одна часть, а на другой танки, самолеты и солдаты в противогазах и со штыками, конные полицейские, разгоняющие дубинками демонстрацию рабочих, и небольшая группа богачей, танцующих, играющих в карты и пьющих шампанское.
Ленин на фреске. Источник: samsebeskazal.livejournal.com
Все это смотрится как-то не очень, согласитесь. Это не московский метрополитен и не Дворец Советов. Примерно также подумал и Рокфеллер, после чего попросил у Риверы заменить портрет Ленина на портрет какого-нибудь неизвестного мужчины, аргументируя это тем, что Октябрьская революция и ее лидеры — дело исключительно внутрироссийское, никак не связанное с тем, что происходит в Соединенных Штатах. При этом, на все остальное Рокфеллер был даже готов согласиться. Но тут Ривера, как и подобает настоящему коммунисту, наотрез отказался менять Ленина на кого-то еще. Либо Ленин, либо я — сказал он. Выбор был очевиден, и после небольшой словесной перепалки он был уволен без оплаты работы, а охрана выкинула его из здания. Фреску было приказано уничтожить. Эбби несколько раз предпринимала попытки спасти ее для музея, но Рокфеллер был непреклонен. Фреску закрыли щитами, а через девять месяцев сбили со стены.
Так могла бы выглядеть фреска в Рокфеллеровском центре. Источник: samsebeskazal.livejournal.com
На следующий год Ривера по фотографии восстановил фреску во Дворце изящных искусств в Мехико, назвав ее «Человек прогресса». Она существует до сих пор, и ее можно там посмотреть.
Троцкий на воссозданной фреске. Источник: samsebeskazal.livejournal.com
Работу Риверы в Рокфеллеровском центре заменили на произведение испанского художника Хосе Марии Серта. Она называется «Американский прогресс», и еще масштабнее по размерам. На ней в аллегорической форме показано создание американского государства. Изображение занимает не только стены, но и потолок помещения.
Вход в центр свободный, можно зайти, сфотографировать и посмотреть на фрески.

Woolworth Building

233 Broadway, New York

Этот небоскреб в неоготическом стиле был построен в 1913 году архитектором Кассом Гилбертом по заказу Фрэнка Вулворта, которому нужна была штаб-квартира для его розничной торговой сети Woolworth. Вулворт-билдинг необычным способом открыл сам президент США Вудро Вильсон: он дистанционно включил в нем свет, нажав на кнопку в Вашингтоне.

В здании, которое до 1930 года оставалось самым высоким небоскребом в мире (241 метр и 57 этажей), разместились офисы 4000 американских компаний. За время офисной службы здание получило несколько прозвищ, самое первое из них — «Собор Торговли». Его придумал нью-йоркский пастор и журналист С. Паркс Кэдман, который нашел сходство между небоскребом и готическими соборами Европы.
Woolworth Building. Источник: wje.com
Несмотря на то, что с середины 60-х Вулворт-билдинг — национальный исторический памятник США, в 2012 году девелопер за 68 млн $ выкупил верхние 30 этажей и решил переделать офисы в роскошные квартиры. Нижние этажи так и остались офисными. Здесь планировали продать самую дорогую на тот момент квартиру — семиуровневый пентхаус на верхушке небоскреба предлагали примерно за 110 млн $. В итоге в 2023 году его продали со скидкой 300%.
Woolworth Building на фоне города. Источник: designboom.com
Об этом здании в 1925 году даже писал Маяковский в стихотворении «Барышня и Вульворт»:

  Бродвей сдурел.
                    Бегня и гулево.
    Дома
         с небес обрываются
                            и висят.
    Но даже меж ними
                     заметишь Вульворт.

Chrysler Building

За текст про Chrysler Building спасибо моему другу Лёве. Читайте его ЖЖ и подписывайтесь в инстаграме.
Небоскреб корпорации Chrysler построили в 1930 году, и целых 11 месяцев он был самым высоким зданием в Нью-Йорке. Кстати, если хотите полюбоваться на Chrysler Building, то сделать это с Рокфеллеровского центра не получится. Дело в том, что в 1960-х годах между Рокфеллеровским центром и Chrysler Building возвели здание Met Life, которое почти полностью скрыло вид. Так что, если хотите посмотреть на этот красивый небоскреб, придется лезть на Empire State Building.

Очень интересна история того, как это здание получило свою каноническую форму. В конце 1920-х годов, во время его стройки, небоскреб конкурировал со зданием по адресу 40 Wall Street за звание самого высокого в мире. Архитекторы несколько раз по очереди меняли планы, делая свои проекты все выше и выше. И вот, после очередного раунда, казалось, что 40 Wall Street все же выиграет.
Этапы строительства Chrysler Building. Источник: chryslerbuilding.com
Но у строителей Крайслера был коварный план: они дождались завершения строительства конкурирующего здания, а потом присобачили к своему небоскребу 37-метровый шпиль. Эти планы хранились в строгой тайне, шпиль был доставлен в здание в четырех частях. 23 октября 1929 года рабочие закрепили основание шпиля наверху почти законченной башни. К ней был приделан следующий кусок, затем еще два. Все случилось очень быстро. За полтора часа Крайслер вырвал у соперников корону первенства, заодно переплюнув и Эйфелеву башню и став самым высоким рукотворным строением в мире.

Правда, на этой позиции Крайслер Билдинг продержался недолго. Через 11 месяцев Empire State Building побил рекорд Крайслера на 125 метров и держал первенство почти 40 лет. Зато своей хитростью Крайслер создал моду на небоскребные шпили, которая остается с нами и по сей день. A здание 40 Wall Street в итоге купил Дональд Трамп и назвал его своим именем.
Chrysler Building в наши дни. Источник: chryslerbuilding.com

Apple Fifth Avenue

767 5th Ave, New York

Режим работы: круглосуточно.

Наверное, самый знаменитый магазин Apple в мире. Вход в магазин находится в прозрачном стеклянном кубе, вы наверняка видели фотографии. Внутри ничего особенного — стандартный магазин Apple, только на потолке прозрачное стекло. Но снаружи выглядит здорово! Вы, скорее всего, будете проходить мимо, так что можно остановиться и сделать пару фотографий.
Магазин Apple на 5-й авеню. Источник: bcj.com

Штаб-квартира ООН

405 E 45th St, New York

Штаб-квартиру ООН проектировала группа архитекторов, в которую вошли такие монстры, как Нимейер и Ле Корбюзье. Вариант второго в итоге и утвердили. Здание стоит прямо на берегу East River — правда, всю атмосферу портит ужасная расписанная граффити эстакада, расположенная под ним.
Штаб-квартира ООН
А напротив штаб-квартиры вы заметите винтажную неоновую вывеску Pepsi Cola. Сначала, с 1940 года, она находилась на одном из зданий завода Pepsi. В 2001 году здание начали сносить, но вывеска настолько полюбилась местным жителям, что ее решили оставить и поместить в парке Gantry Plaza. Интересно, что парк разбит именно на том месте, где стояли корпуса фабрики Pepsi. Лучше всего вывеску видно из парка Franklin D. Roosevelt Four Freedoms, который находится на стрелке острова Рузвельта. Кстати, именно эту вывеску видит Кевин во второй части фильма «Один дома», когда осознает, что его родители улетели во Флориду без него.
Вывеска Pepsi Cola. Источник: nytimes.com

Joseph Curran Building

30 7th Ave, New York

Здание, созданное в 1963 году архитектором Альбертом Леднером, первоначально было штаб-квартирой Национального морского союза. Его белый фасад и зубчатый свес должны были ассоциироваться с морскими путешествиями. Здание привлекло внимание своим необычным дизайном и было одним из немногих проектов, не похожим на модернистские «стеклянные коробки». Позже оно было продано, и здесь открылся госпиталь. Существует много проектов сноса здания и перестройки территории. В 2008 году его не признали памятником, что вызвало протесты защитников архитектурного наследия. Однако и до сих пор, спустя 18 лет, Joseph Curran Building остается на своем месте. Спешите видеть, потому что этот уникальный памятник действительно могут снести.
Joseph Curran Building. Источник: michaelminn.net

Терминал авиакомпании TWA

 За текст про терминал TWA спасибо Денису Самсебесказал. Подписывайтесь на его YouTube, где он рассказывает про Америку, и читайте его блог.
В Нью-Йорке есть места, где время как будто замерло много лет назад, и кажется, уже ничто не способно изменить такое положение дел. Вот, например, уже давно не существует авиакомпании с названием Trans World Airlines (TWA), когда-то одной из крупнейших в США и той самой, которой когда-то владел эксцентричный миллионер Говард Хьюз. Но до сих пор, при большом везении, можно очутиться в пассажирском терминале TWA, построенном в 60-х и почти не изменившемся с тех самых пор, когда маленькие, но быстрые алюминиевые птицы окончательно отправили бороздящих океаны гигантов на свалку истории и бесповоротно изменили всю нашу жизнь. Для того, чтобы прикоснуться к этой замершей вне времени истории, придется отправиться в аэропорт имени Джона Кеннеди, в единственный терминал, откуда никто никуда не летит.
Терминал TWA. Источник: wikipedia.org
В самом центре, между терминалом 5 и многоуровневым паркингом, расположено необычное здание, внешне очень похожее на космопорт из фильмов 60-х, в которых показывали недалекое будущее, что-нибудь про начало 21 века, когда, по представлениям киношников, люди должны были летать на автомобилях с большими стеклянными колпаками и жить на других планетах. Только в отличие от кино, это не выдумка сценариста и не декорации, а самый настоящий пассажирский терминал под названием Trans World Flight Center, построенный в 1962 году по проекту американского архитектора финского происхождения Ээро Сааринена. Его называют «Гранд-Централом эпохи реактивных авиалайнеров», и, наверное, это один из самых необычных авиатерминалов в мире. Построенный больше 50 лет назад, даже по сегодняшним меркам он выглядит фантастически.
Терминал внутри. Источник: ny.curbed.com
Trans World Flight Center — это самый настоящий экспрессионизм в архитектуре, точнее его послевоенное возрождение. Все здание целиком состоит из изгибов, обтекаемых форм и плавных переходов одного в другое. Это придает довольно массивной бетонной конструкции ощущение невесомости и полета. Оно как будто парит над землей, и это не случайно.

Здание символизирует собой полет, и выполнено оно в виде большой белой птицы с гигантскими крыльями. Этот архитектурный замысел отчетливо виден всего с нескольких ракурсов.
С этого ракурса терминал напоминает птицу. Источник: cntraveler.com
Сааринен приступил к работе над проектом нового терминала в 1955 году, когда аэропорт еще назывался Айдлуайлд. И тогда, да и сейчас, практика строительства отдельного терминала для одной авиакомпании была не очень распространена в мире. Но нью-йоркский международный аэропорт Айдлуайлд был одним из главных в стране, парадными воротами для путешественников со всего света и центральным местом базирования для нескольких крупных американских авиакомпаний. Поэтому терминалы были чем-то большим, чем просто местом посадки и высадки пассажиров. Начиналась эпоха массового туризма, количество пассажиров постоянно росло, и нужна была абсолютно новая концепция в отношении организации авиаперевозок. Просто небольшого здания аэровокзала было уже недостаточно.

Сааринен начал решать еще только зарождавшиеся проблемы пассажирских перевозок и организации пассажиропотоков при помощи дизайна и архитектурных форм. Новая концепция потребовала больше времени, и он попросил отсрочку на год для реализации проекта. Руководство TWA было настолько увлечено его идеями, что без проблем согласилось на такую задержку. В 1957 году был представлен первый проект. Для авиакомпании новое здание стало самым настоящим символом и отражением их новой философии.
Проект терминала. Источник: archdaily.com
Сначала это было одно здание, но потом, с появлением гигантских авиалайнеров типа Боинга 747, пристроили еще один корпус и два перехода. Здесь была впервые применена схема, когда регистрация и посадка проходили в разных зданиях, соединенных переходами. Сейчас переходы соединяют Trans World Flight Center с Терминалом 5.

Интерьер еще более необычен, чем внешняя форма здания. Здесь нет четких граней и стен, все как бы перетекает из одного в другое, символизируя постоянное движение. Вы попадаете в терминал, и невидимый поток плавно несет вас от зала ожидания к стойкам регистрации, выбрасывает на островок рядом с кафе, чтобы потом снова закрутить в бурном водовороте, пронести по переходам и выбросить прямо к трапу самолета. Вы как будто уже начали свое путешествие, просто войдя внутрь здания.
Интерьер терминала. Источник: artsy.net
Трудно представить, чтобы современные архитекторы уделяли столько внимания даже таким объектам, как переходы. Сейчас их стараются сделать как можно воздушнее и незаметнее, а у Сааринена получились подобие артерий, соединяющих разные части одного организма. Здание с некоторых сторон вообще довольно сильно напоминает живое существо или растение с другой планеты.

Будущее было не только в архитектурных формах. Trans World Flight Center использовал самые передовые на тот момент идеи в организации пассажирских перевозок. Это был один из первых в мире пассажирских терминалов, где начали использовать телетрапы и объявлять информацию о рейсах по громкой связи. Здесь появилась первая система видеонаблюдения, багажные карусели, электронное табло с расписанием рейсов и электронные весы на стойках регистрации.
Интерьер терминала. Источник: archdaily.com
Сам Сааринен умер в 1961 году от рака мозга в самом расцвете сил и не дожил всего год до того момента, когда первые пассажиры начали свое путешествие из недр большой бетонной птицы.

Компания TWA прекратила свое существование в 2001 году. Trans World Flight Center морально устарел, перестал справляться с пассажиропотоком и соответствовать современным нормам безопасности. В результате его чуть было не снесли, чтобы на этом месте построить очередную безликую коробку, но, к счастью, вовремя опомнились и дали терминалу статус памятника архитектуры. Теперь снос ему не грозит, но будущее все еще туманно. Скорее всего, из него сделают культурный центр или музей. Сейчас терминал закрыт, и попасть внутрь невозможно. Остается только ждать какого-нибудь мероприятия, типа нью-йоркского дня открытых дверей или чего-нибудь подобного. Рассмотреть его со всех сторон можно только с крыши парковки, где находится станция AirTrain, из вагона поезда или из Терминала 5. Подойти ближе, к сожалению, не получится.
Терминал в современном состоянии. Источник: architecturaldigest.com